ГОС НОО с ограниченными возможностями здоровья 2020

,.

MllHHCTEPCTBO OEPA30BAHIDI H HAYKH
.D:OHEL(KOMHAPO,lUIOMPECIIYEJlliKH
TIPHKA3

~
:
0
MIAH"1CTEPCTBO IOCT"1Lt"11A
,QOHELlKO~ HAPO,QHO~

PECnY6J11AKIA
3APEr~1~TPIAP::Sl\l:IO
Pen1crpa4MOHHbl\1

ot ,jj__.

.....

''°-~w~~-........

MU/!1,z,(t} 2~r...J

06 YTBep)K):(CHHH rocy,n:apCTBCHHoro o6pa30BaTeJ1bHOro CTaH,n:apTa HaLJaJJbHOro
o6rn;ero o6pa30BaHIDI o6yqaIOIII;HXC51 c orpaHHLJCHHbIMH B03MO)KHOCT51MH
3):(0p0Bb51
C u;enhIO o6ecneLJeHH51 e,n:HHCTBa o6pa3oBaTeJibHOro npocTpaHCTBa
.D:oHeu;Koii Hapo,n:Hoii Pecny6JIHKH, npeeMCTBeHHOCTH 11 Bap11aTHBHOCTH ocHOBHhIX
o6pa30BaTeJibHbIX
nporpaMM
COOTBCTCTByIOrn;ero
ypoBH51
o6pa30BaHI151,
rocy,n:apcTBeHHhIX rapaHTHii ypoBH51 11 KaLJeCTBa o6pa3oBaHH51, pyKoso,n:cTBY51Cb
nyHKTOM 6 qacTH 1 CTaTI>H 6, cTaToeii 9 3aKoHa .D:oHeu;Koii Hapo,n:Hoii Pecny6nHKH
«06 o6pa30BaHHH», B COOTBCTCTBHH c no,n:nyHKTOM 12.56 nyHKTa 12 pa.3,n:eJia II
Tiorro)KeHH51 o MHHHCTepcTBe o6pa3oBaHH51 11 HayKH .D:oHeu;Koii Hapo,n:Hoii
Pecny6nHKH, YTBep)K,n:eHHoro TiocTaHoBneHHeM CoBeTa MHHHCTpoB .D:oHeu;KoH:
Hapo,n:Hoii Pecny6rrHKH OT 22 HIOJI51 2015 r. NQ 13-43 (c H3MeHeHH51MH),

TIPHKA3hIBAIO:
1.

YTBep,n:HTb
rocy,n:apCTBCHHbIH
o6pa30BaTeJibHbIH
CTaH,n:apT
HaLJanI>Horo
o6rn;ero
o6pa3oBaHH51
06yLJaIOrn;11xc51
c
orpam1Y:eHHhIMH
B03MO)KHOCT51MH 3):(0p0Bb51 (np11naraeTC5I).

2.

KoHTpono 11cnonHeHH5I HaCT051rn;ero TipHKa3a B03JIO)KHTh Ha
3aMeCTHTeIDI MHHHCTpa o6pa3oBaHH51 11 HayKH .D:oHeu;KoH: Hapo,n:HoH: Pecrry6rrttKH
Y ,n:oBeHKO A.B.

2

3.

HacTO.H~HH

TipHKa.3 BcTynaeT B cm1y co .D.H.sI ero ocpm..1.11aJihttoro

ony6JIHKOBaHH.H.

BpHo MliHHCTPa

JlHCTbl cornacosaHH.H npHnaraJOTC.sI

B.H. BaplOXHH

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства
образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 07 августа 2020 года №122-НП
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
– Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при
реализации адаптированных основных образовательных программ
начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования настоящего Стандарта являются отношения
в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее –
обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе
настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений
развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями
(законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ
начального общего образования (далее – НОО) в форме семейного
образования, а также на дому или в медицинских организациях.
1.2. Настоящий Стандарт разработан на основе Конституции Донецкой
Народной Республики и законодательства Донецкой Народной Республики с
учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах
инвалидов, потребностей народов Донецкой Народной Республики.
1.3. Настоящий Стандарт включает в себя требования к:
а) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части, формируемой

2

участниками образовательных отношений) и их объему;
б) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
в) результатам освоения АООП НОО.
1.4. Настоящий Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их
возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые
образовательные потребности.
1.5. Настоящий Стандарт является основой объективной оценки
качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной
деятельности организации установленным требованиям.
1.6. В основу настоящего Стандарта обучающихся с ОВЗ положены
деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых
предполагает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации
познавательной,
речевой
и
предметно-практической
деятельности
обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием
образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и
эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и
природному миру), в качестве основного средства достижения цели
образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от
характера организации доступной им учебной деятельности;
развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими возможность их успешной
социализации и социальной адаптации;
разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ,
определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня
личностного и познавательного развития с учетом их особых
образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент настоящего Стандарта, где общекультурное и личностное
развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат
получения НОО;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивающего
развитие
способностей
каждого
обучающегося,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих

3

рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности.
1.7. Настоящий Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том
числе на основе индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП НОО
обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП
НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной)
услуги в сфере начального общего образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности
организации
требованиям
настоящего
Стандарта,
осуществления
лицензирования
образовательной
деятельности,
государственной
аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
осуществления внутреннего мониторинга качества образования в
организации; разработки основных профессиональных образовательных
программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации
педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих
образование обучающихся с ОВЗ.
1.8. Настоящий Стандарт направлен на решение следующих задач
образования обучающихся с ОВЗ:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями; формирование основ
учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования в
соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере
образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их

4

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом
общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
1.9. Настоящий Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от
четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ
дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей,
указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
1.10. Настоящий Стандарт предусматривает возможность гибкой
смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО
обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО,
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и
мнения родителей (законных представителей).
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ АООП НОО
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение
задач, указанных в пункте 1.8 настоящего Стандарта.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР)
инвалида в части создания специальных условий получения образования.
2.2. АООП НОО обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается
в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом примерной АООП НОО
и утверждается организацией.
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей
групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
2.3. На основе настоящего Стандарта организация может разработать в
соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или
несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные требования к
вариантам АООП НОО приведены в приложениях №№ 1-8 к настоящему
Стандарту:
а) требования к АООП НОО глухих обучающихся (приложение 1);

5

б) требования к АООП НОО слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (приложение 2);
в) требования к АООП НОО слепых обучающихся (приложение 3);
г) требования к АООП НОО слабовидящих обучающихся (приложение
4);
д) требования к АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи (приложение 5);
е) требования к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (приложение 6);
ж) требования к АООП НОО обучающихся с задержкой психического
развития (приложение 7);
з) требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (приложение 8).
2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях.
2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО
возможно использование сетевой формы.
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости
от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и
40%, которые указаны в приложениях №№ 1-8 к настоящему Стандарту.
2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной
и внеурочной деятельности.
2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и

6

планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО
обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в
зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть
ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов)
в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту:
программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных
действий в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту
при получении НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО –
нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с
приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту);
программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционноразвивающую области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии
с требованиями настоящего Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план)
является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
2.9. Требования к разделам АООП НОО:
а) пояснительная записка должна раскрывать:
цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с
требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ
АООП НОО;
принципы и подходы к формированию АООП НОО;

7

общую характеристику АООП НОО;
психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
б) планируемые результаты освоения АООП НОО должны:
обеспечивать связь между требованиями настоящего Стандарта,
образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения
АООП НОО;
являться основой для разработки АООП НОО организациями;
являться содержательной и критериальной основой для разработки
рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а
также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в
соответствии с требованиями настоящего Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП
НОО должны отражать требования настоящего Стандарта, передавать
специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей
изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым
образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;
в) Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию
требований настоящего Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по
классам (годам обучения).
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет
организация.
Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и обучения
на государственном языке Донецкой Народной Республики, изучения
родного языка из числа языков этнических групп, компактно проживающих
на территории Донецкой Народной Республики, а также устанавливают
количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от
вариантов АООП НОО, указанных в приложениях №№ 1-8 к настоящему
Стандарту.
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных
года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет – более 3 821
часа, за 6 учебных лет – более 4 603 часов.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание
коррекционных курсов, указанных в приложениях №№ 1-8 к настоящему

8

Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с
ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся
с ОВЗ;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю),
предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не
более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не
менее 5 часов в неделю), указанные в приложениях №№1-8 к настоящему
Стандарту;
г) программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:
описание ценностных ориентиров содержания образования при
получении НОО;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристики
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
типовые
задачи
формирования
личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных
учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему
образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с
ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения
обучения. В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования
универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных
действий, указанных в приложениях №№ 1-8 к настоящему Стандарту;
д) программы отдельных учебных предметов, курсов должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов

9

разрабатываются на основе:
требований к результатам освоения АООП НОО;
программы формирования универсальных (базовых) учебных
действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов
должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при
получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного
курса;
общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном
плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от
варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов,
коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные
результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 к настоящему Стандарту);
содержание учебного предмета, коррекционного курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
е) программа духовно-нравственного развития, воспитания (или
нравственного развития), указанная в приложениях №№ 1-8 к настоящему
Стандарту, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее –
программа духовно-нравственного (нравственного) развития) должна быть
направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития
обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и
других институтов общества.
В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития
должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности общества.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна
обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей
историко-культурную и национальную специфику.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна
включать:

10

цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых
результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения
обучающихся с ОВЗ), формы организации работы;
ж) программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного
для человека и окружающей среды;
пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ
с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение
здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся;
формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать
свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые
результаты, основные направления и перечень организационных форм;
з) программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей
обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень,
содержание
и
план
реализации
индивидуально

11

ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной
деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование
обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей,
мониторинг динамики развития обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий;
и) система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной
деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры
и состав инструментария оценивания, формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся
с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах;
к) в зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной
деятельности включает направления развития личности, указанные в
приложениях №№ 1-8 к настоящему Стандарту.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие
направления:
гражданско-патриотическое,
спортивно-оздоровительное,
нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как
индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции,
соревнования, общественно полезные практики и другие.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу
внеурочной деятельности;
л) система условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями настоящего Стандарта (далее – система условий)
разрабатывается на основе соответствующих требований настоящего
Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также
её взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материальнотехнических
(включая
учебно-методическое
и
информационное
обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать

12

достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в
соответствии с требованиями, установленными настоящим Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При
отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности
образовательная организация в рамках соответствующих государственных
(муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует
возможности организаций дополнительного образования, организаций
культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха
детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ,
создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного
образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с
ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность.
2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации,
а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ
по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным
потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном графике должны быть предусмотрены равномерно
распределенные периоды учебного времени и каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между
уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной
деятельностью
определяется
действующими
санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
обучающихся с ОВЗ.
2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам
его
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом
ИПР и мнения родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода
обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод
обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой
осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов
освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей
(законных представителей) в порядке, установленном законодательством
Донецкой Народной Республики.

13

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО
3.1. Настоящий Стандарт определяет требования к кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям получения
образования обучающимися с ОВЗ.
3.2. Требования к условиям получения образования обучающимися с
ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий,
необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам
ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных
требований является создание комфортной коррекционно-развивающей
образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их
особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое
качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовнонравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся.
3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО,
обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ
АООП НОО;
выявления и развития способностей обучающихся через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций
дополнительного образования;
учета особых образовательных потребностей – общих для всех
обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся,
в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия
педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО,
проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
поддержки родителей (законных представителей) в воспитании
обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей
непосредственно в образовательную деятельность;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию
обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их
родителей
(законных
представителей),
спецификой
деятельности
организации;

14

использования в образовательной деятельности современных
образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных
технологий;
обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с
учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей);
эффективного
управления
организацией
с
использованием
информационно-коммуникационных технологий, а также современных
механизмов финансирования.
3.4. Требования к кадровым условиям:
а) в реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и
иные работники, имеющие необходимый уровень образования и
квалификации для каждой занимаемой должности, который должен
соответствовать
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с
учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся,
указанных в приложениях №№ 1-8 к настоящему Стандарту. При
необходимости в процессе реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ
возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента
(помощника).
В
процессе психолого-медико-педагогического
сопровождения
обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие
необходимый уровень образования и квалификации;
б) в реализации АООП НОО могут также участвовать научные
работники организации, иные работники организации, в том числе
осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и
здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП НОО;
в) организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной
квалификации,
ведения
методической
работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания.
3.5. Требования к финансовым условиям:
а) финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет
средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Донецкой
Народной Республики в государственных, муниципальных и частных
образовательных организациях осуществляется на основе нормативов,

15

определяемых органами государственной власти Донецкой Народной
Республики, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с
настоящим Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны:
обеспечивать возможность выполнения требований настоящего
Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО;
обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части,
формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая
вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП НОО, а также механизм их формирования;
б) финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в
объеме определяемых органами государственной власти Донецкой Народной
Республики нормативов обеспечения государственных гарантий реализации
прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего
образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с
настоящим Стандартом:
специальными условиями получения образования (кадровыми,
материально-техническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию
(компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и
дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы,
оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
расходами, связанными с дополнительным профессиональным
образованием руководящих и педагогических работников по профилю их
деятельности;
иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением
реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием
обучающихся с ОВЗ в организации;
в) финансовое обеспечение должно соответствовать специфике
кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого
варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.
3.6. Требования к материально-техническим условиям:
а) материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО
должно
соответствовать
особым
образовательным
потребностям
обучающихся с ОВЗ.
Структура требований к материально-техническим условиям включает

16

требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация
АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный
дизайн;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
требования к организации рабочего места;
специальным
учебникам,
рабочим
тетрадям,
дидактическим
материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым
образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать
выбранный вариант программы.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы
на всех участников процесса образования. Все вовлечённые в процесс
образования должны иметь доступ к организационной технике либо
специальному ресурсному центру в организации.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе
сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля,
вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
Должны быть созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной
среды,
включающей
электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств (в том числе флештренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально
возможных для него результатов освоения АООП НОО.
Организации вправе применять дистанционные образовательные
технологии;
б) пространство, в котором осуществляется образование обучающихся
с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к
образовательным организациям, в области:
соблюдения
санитарно-гигиенических
норм
организации
образовательного процесса;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего
и капитального ремонта и другого;
в) организация обеспечивает выделение отдельных специально
оборудованных помещений для реализации курсов коррекционноразвивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения

17

обучающихся с ОВЗ;
г) организация самостоятельно определяет средства обучения, в том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые
необходимы для реализации АООП НОО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП НОО
4.1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ
разных вариантов АООП НОО, указанных в приложениях №№ 1-8 к
настоящему Стандарту.
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать
требования только к личностным и предметным результатам в соответствии с
приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту.
4.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений
обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению
и познанию.
4.3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), которые составляют основу умения учиться,
обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта
познания и осуществление разных видов деятельности.
4.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт
специфической для предметной области деятельности по получению нового
знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты
овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают
обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и
профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
4.5. Настоящий Стандарт устанавливает дифференцированные
требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми

)-)18
·                     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (949) 348-62-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».