РПП_Обществознание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ООП ООО МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21»
Приказ №66 от 29.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание»
Уровень обучения (класс) основное общее образование (6-9 классы)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов в неделю/год:
6 класс: 1/34
7 класс: 1/34
8 класс: 1/34
9 класс: 1/34

Уровень базовый

Шахтерск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
6 КЛАСС (34 часа)
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живѐм
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство.
Государственная власть в Российской Федерации. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Донецкая
Народная Республика – многонациональное государство. Государственная власть в
Донецкой Народной Республике. Государственный Герб, Государственный Флаг,
Государственный Гимн Донецкой Народной Республики. Наша страна в начале XXI века.
Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского
народа и народа Донецкой Народной Республики.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС (34 часа)
Социальные ценности и нормы
Общественные
ценности.
Свобода
и
ответственность
гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть
и стыд.

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения.
Влияние моральных норм на обществои человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности
человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление.
Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина в Донецкой Народной Республике и в
Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в
Донецкой Народной Республике и в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Донецкой Народной Республики и гражданина Российской
Федерации. Права ребѐнка и возможности их защиты.
Основы российского права и права Донецкой Народной Республики
Конституция – основной закон Российской Федерации и Донецкой Народной
Республики. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском
праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время
отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении
трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность.
Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации и в Донецкой Народной
Республике. Структура правоохранительных органов Российской Федерации и Донецкой
Народной Республики. Функции правоохранительных органов.
8 КЛАСС (34 часа)
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая система и еѐ функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и еѐ формы. Рыночная экономика.
Конкуренция. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.
Как повысить эффективность производства.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платѐжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика Российской Федерации и Донецкой Народной Республики. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, еѐ многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодѐжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.
9 КЛАСС (34 часа)
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль
в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации и Донецкой Народной
Республики. Россия — демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные
направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия —
светское государство. Донецкая Народная Республика – демократическое, социальное,
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в

Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Донецкой Народной Республике. Полномочия Главы Донецкой Народной
Республики. Народный Совет Донецкой Народной Республики. Правительство Донецкой
Народной Республики. Судебная система в Донецкой Народной Республике.
Государственное управление в Российской Федерации и в Донецкой Народной
Республике. Противодействие коррупции в Российской Федерации и в Донецкой
Народной Республике.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации и Донецкой
Народной Республики. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область,
город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный
статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации и Донецкой Народной Республики о правовом
статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации и Донецкой
Народной Республики. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка. Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия и Донецкая Народная Республика — многонациональное
государство.
Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства и Донецкой Народной Республики.
Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных
отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, еѐ противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы еѐ улучшения.
Молодѐжь — активный участник общественной жизни. Волонтѐрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также с учѐтом Примерной программы воспитания. Содержательные
модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права и права Донецкой
Народной Республики. Представленный в программе вариант распределения модулей
(разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и
представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при
котором модуль (раздел) «Основы российского права и рава Донецкой Народной
Республики» замыкает изучение курса в основной школе.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по
обществознанию для основного общего образования (6—9 классы).
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в
части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России и Донецкой Народной Республики, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своемуздоровью и установка
на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; <…> сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…>
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своѐ развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; <…>
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно

выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования <…>;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, <…> исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации <…>;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного <…> исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых

форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своѐ право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6—9 классы):
1)
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макрои микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества;
основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации и в Донецкой Народной Республике, правовом статусе гражданина
Российской Федерации и Донецкой Народной Республики (в том числе
несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации и в Донецкой
Народной Республике; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации и в Донецкой Народной Республике, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
2)
умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт;
3)
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определѐнного типа в
различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений
основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
4)
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
5)
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, ихэлементы и основные функции;
6)
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
7)
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного)
сущности,
взаимосвязей
явлений,
процессов
социальной
действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и
информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости
здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового
поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны

международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта
при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8)
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9)
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах
общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и
инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том
числе извлечений из Конституции Российской Федерации и Донецкой Народной
Республики и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе
план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приѐмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую,
из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых
махинаций, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально
и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека
и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и
осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления
домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного
представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе
электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации,
доверенности, личного финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России3.

6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании
личности, деятельности человека и еѐ видах, образовании, правах и обязанностях
учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими
людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на
примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности
человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного
становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья;
деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, еѐ различных мотивов и особенностей в
современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных
ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений
лидерства, соперничества и сотрудничества людейв группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности
людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека
и животных; виды деятельности(игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и
результатов деятельности, целейи средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя
как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного
социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в
школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный
социальный опыт своѐ отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным
формам неформального общения подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей
учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими
и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании»
Донецкой Народной Республики; составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу,схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об
особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в
ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
оценивать своѐ отношение к учѐбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности,
в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших
поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни

школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живѐм
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в
обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в
политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в
Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных
проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство и Донецкую
Народную Республику, высшие органы государственной власти в Российской
Федерации и в Донецкой Народной Республике, традиционные российские духовнонравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей;
различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества,
деятельности основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния
природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского
народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической
проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер
жизни общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая
информацию о народах России и Донецкой Народной Республики;
— анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций
общества, в котором мы живѐм;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания
между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов
России и Донецкой Народной Республики.

7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
— осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие);
моральные нормы и их роль в жизни общества;
— приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального
выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
— классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
— сравнивать отдельные виды социальных норм;
— устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности
социальных норм;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к явлениям
социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным
нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма, гражданственности, патриотизма;
— извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали,
проблеме морального выбора;
— анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека;
— оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия
нормам морали;
— использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
— осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
правонарушениях и их опасности для личности и общества;
— характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные
права и обязанности гражданина Российской Федерации и гражданина Донецкой
Народной Республики, права ребѐнка в Российской Федерации и в Донецкой
Народной Республике;
— приводить
примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребѐнка в Российской
Федерации и в Донецкой Народной Республике; примеры, поясняющие опасность
правонарушений для личности и общества;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный

признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и
преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и
государства, между правовым поведением и культурой личности; между
особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической
ответственностью;
— использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в
обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и
противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным
поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к роли правовых
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм
как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать
жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и
обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, о правах ребѐнка и способах их защиты и составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о
правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации и в Донецкой Народной Республике, выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
— анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии;
— использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя, выбора профессии и оценкисобственных перспектив в профессиональной
сфере с учѐтом приобретѐнных представлений о профессиях в сфере права, включая
деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права и права Донецкой Народной Республики
— осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации и
Конституции Донецкой Народной Республики, других нормативных правовых актах,
содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и
членов
его
семьи
общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном,
уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности
(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной,
уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского
права, Конституции Донецкой Народной Республики в системе права нашего
государства; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении
социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения,
сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды
правонарушений и виды наказаний;
— приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершѐнные
правонарушения;
— классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды
правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе
устанавливать существенный признак классификации);
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя,
имущественные и личные неимущественные отношения;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и
работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
— использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для
объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения
семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и
неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма,
терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
— определять и аргументировать своѐ отношение к защите прав участников трудовых
отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям,
формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых
норм;
— решать
познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс
Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс
—

Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, а так же
соответствующих Кодексов Донецкой Народной Республики), из предложенных
учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их
регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
— анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями об отраслях права
(гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершѐнные правонарушения,
о юридической ответственности несовершеннолетних;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;
— использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни
для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и
защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в
рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с
темой и ситуацией общения,особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление о приѐме на работу);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, еѐ основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике,
видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики,
о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
— приводить
примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников;
использования способов повышения эффективности производства;
— классифицировать
(в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-

экономических кризисов в государстве;
— использовать
полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных
механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики
по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости
правомерного налоговогоповедения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своѐ отношение к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности
производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере
экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными
формами финансового мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить еѐ с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств,применения недобросовестных практик);
— приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности,
в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления
домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества,
о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации и в Донецкой
Народной Республике, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об
информации как важном ресурсе современного общества;

характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство
как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
— приводить примеры политики российского государства и Донецкой Народной
Республики в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры
и
формирования личности, взаимовлияние наукии образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своѐ отношение к
информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия
духовной культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учѐных, о
религиозных объединениях в Российской Федерации и в Донецкой Народной
Республике, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества
в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать,
систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни
общества;
— использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории
и регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении
особенностей разных культур, национальныхи религиозных ценностей.
—

9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
— осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и
внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном
статусе гражданина Российской Федерации и в Донецкой Народной Республике, о
формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических
партиях;
— характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки
демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его
функций; правовое государство;
— приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций
государства на примере внутренней и внешней политики России и Донецкой
Народной Республики; политических партий и иных общественных объединений

граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
— классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических
организаций;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую
власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические
политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и общественнополитическое движение, выборы и референдум;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом
и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан,
связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической
власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи
правового государства и гражданского общества; для осмысления личного
социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации
и информационных технологий в современном мире для аргументированного
объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
— определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного
поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественнополитического движения;
— овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации и
Донецкой Народной Республики, других нормативных правовых актов, учебных и
иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов
политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
— искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в
обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия
граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
— оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения
учѐта в ней интересов развития общества, еѐ соответствия гуманистическим и
демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для
реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном
представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур:
выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
— осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации

государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном
устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и
управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней
политики Российской Федерации;
— характеризовать Россию и Донецкую Народную Республику как демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как
социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента
Российской Федерации и главы Донецкой Народной Республики, особенности
формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации; особенности формирования и функции
Народного Совета, Правительства Донецкой Народной Республики;
— приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни
общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной
власти Российской Федерации и в Донецкой Народной Республике, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и
образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере
противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) полномочия высших органов государственной власти
Российской Федерации и Донецкой Народной Республики
— сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации и Конституцию
Донецкой Народной Республики полномочия центральных органов государственной
власти и субъектов Российской Федерации;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в
Российской Федерации и в Донецкой Народной Республики, федерального центра и
субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
— использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации и
Донецкой Народной Республики в современном мире; для объяснения сущности
проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
— с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своѐ отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, к проводимой по
отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и
события в политической жизни Российской Федерации и в Донецкой Народной
Республике, в международных отношениях;
— систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в
Донецкой Народной Республике, стране в целом, в субъектах Российской Федерации,
о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях
внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию об основах конституционного строя Российской Федерации и Донецкой
Народной Республики, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти,
местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской
Федерации и Донецкой Народной Республики, других нормативных правовых актов и
из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их

основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней
политики Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают
обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о
важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях
высших органов государственной власти и управления Российской Федерации и
Донецкой Народной Республики, субъектов Российской Федерации, соотносить еѐ с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой
сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм
российского права и права Донецкой Народной Республики, выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
— использовать полученные знания о государстве Российская Федерация и Донецкая
Народная Республика в практической учебной деятельности (выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять
результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
— осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных
общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности
семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся
поведении и здоровом образе жизни;
— характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства и Донецкой Народной Республики;
— приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной
политики Российского государства и Донецкой Народной Республики;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать виды социальной мобильности;
— устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп;
социальных различий и конфликтов;
— использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетних
социальных
ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человекаи общества;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к разным этносам;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные
взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его
видов;

осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план
(в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов
России и Донецкой Народной Республики; преобразовывать информацию из текста в
модели (таблицу, диаграмму,схему) и из предложенных моделей в текст;
— анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую
социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и
публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных
конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
— оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к
людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения;
— использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания
собственного поведения с позицииздорового образа жизни;
— осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между
людьми разныхкультур.
Человек в современном изменяющемся мире
— осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,
глобальных проблемах;
— характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
— приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия
молодѐжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;
— сравнивать требования к современным профессиям;
— устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
— использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к современным
формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
— решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтѐрским движением; отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве;
— осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и
др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования;
выбора профессии;
— осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и еѐ последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе.
—

Тематическое планирование
6 КЛАСС
(34 ЧАСА)

Раздел / Тема

Кол-во часов

Человек и его социальное окружение
Социальное становление человека
Деятельность человека. Учебная деятельность школьника
Общение и его роль в жизни человека
Человек в малой группе
Общество, в котором мы живѐм
Общество — совместная жизнь людей
Положение человека в обществе
Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики
Политическая жизнь
Культурная жизнь
Развитие общества
Защита проектов, итоговое повторение

20
6
4
2
8
10
2
1
1
2
1
3
4

7 КЛАСС
(34 ЧАСА)

Раздел / Тема
Социальные ценности и нормы
Социальные ценности
Социальные нормы
Мораль и моральный выбор. Право и мораль
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения
Правонарушения и их опасность для личности и общества
Защита прав и свобод человека и гражданина
Основы российского права
Как устроено российское право и право Донецкой Народной Республики
Основы гражданского права
Основы семейного права
Основы трудового права
Виды юридической ответственности
Правоохранительные органы в Российской Федерации и в Донецкой
Народной Республике
Защита проектов, итоговое повторение

Кол-во часов
12
2
2
8
7
3
2
2
11
1
2
2
2
2
2
4

8 КЛАСС
(34 ЧАСА)

Раздел / Тема
Человек в экономических отношениях
Экономика — основа жизнедеятельности человека
Рыночные отношения в экономике
Финансовые отношения в экономике
Домашнее хозяйство
Экономические цели и функции государства

Кол-во часов
20
5
5
5
3
2

Человек в мире культуры
Культура, еѐ многообразие и формы
Наука и образование в Российской Федерации и в Донецкой Народной
Республике
Роль религии в жизни общества
Роль искусства в жизни человека
Роль информации в современном мире
Защита проектов, итоговое повторение

10
1
4
2
2
1
4

9 КЛАСС
(34 ЧАСА)

Раздел / Тема
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть
Участие граждан в политике
Основы конституционного строя Российской Федерации
Высшие органы государственной власти
в Российской Федерации и Донецкой Народной Республики
Государственно- территориальное устройство Российской Федерации и
Донецкой Народной Республики
Конституция Российской Федерации и Донецкой Народной Республики
о правовом статусе человека и гражданина
Человек в системе социальных отношений
Социальные общности и группы
Статусы и роли. Социализация личности. Семья и еѐ функции
Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика
Российского государства и Донецкой Народной Республики
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни
Человек в современном изменяющемся мире
Человек в современном изменяющемся мире
Защита проектов, итоговое повторение

Кол-во часов
6
3
3
2
2
2
2
11
2
4
3
2
5
5
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (949) 348-62-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».