РПП учителя Химия 8-9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ООП ООО МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21»
Приказ №66 от 29.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Химия»
Уровень обучения (класс) основное общее образование (8-9 классы)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов в неделю/год:
8 класс: 2/68
9 класс:2/68

Уровень базовый

Шахтерск, 2022

I.

Содержание учебного курса, учебного предмета «Химия»
8 КЛАСС
(68 часов)
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)

Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и еѐ признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами
работы в лаборатории и приѐмами обращения с лабораторным
оборудованием; изучение и описание физических свойств образцов
неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и
химических
(горение
свечи,
прокаливание
медной
проволоки,
взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков
протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной
кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов
разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли;
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего
закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ (30 ч)
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзои эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.

Молярный объѐм газов. Расчѐты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде1.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щѐлочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания
кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и
условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с
образцами оксидов и описание их свойств; получение, собирание,
распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие
водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов);
наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование
особенностей растворения веществ с различной растворимостью;
приготовление растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного
вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием)
(возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот
и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов неорганических
веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в
растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с
раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации;
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из
раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
классы неорганических соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции (15 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
Короткопериодная
и
длиннопериодная
формы
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды
и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и
группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учѐный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Обобщение (3 ч)

9 КЛАСС
Раздел 1. Вещество и химическая реакция (18 ч)
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их
соединений в соответствии с положением элементов в Периодической
системе и строением их атомов.

Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решѐток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решѐтки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная
и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и
составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные
реакции,
электронный
баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической
диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решѐток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости
скорости химической реакции от воздействия различных факторов;
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного
обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение
экспериментальных задач.
Раздел 2. Неметаллы и их соединения (24 ч)
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород.
Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие

хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и
химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного
способа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты,
качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и еѐ соединений в
природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы
(кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоѐмов), способы его
предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, еѐ получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоѐмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие
на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления
климата; парниковый эффект. Угольная кислота и еѐ соли, их физические и
химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы.
Использование
карбонатов
в
быту,
медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.

Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об
оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в
быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы
и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов);
ознакомление с образцами серы и еѐ соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака еѐ протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков
их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно
использование
видеоматериалов);
изучение
моделей
кристаллических решѐток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворѐнных веществ активированным углѐм и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных
задач по разделу «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Раздел 3. Металлы и их соединения (20 ч)
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их
положения
в
Периодической
системе
химических
элементов
Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая
связь и металлическая кристаллическая решѐтка. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий,
бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение
их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния

и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли).
Жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов,
их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов
(возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия
оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жѐсткой воды; процесса горения
железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков
протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование видеоматериалов); исследование амфотерных свойств
гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных
задач по разделу «Важнейшие металлы и их соединения».
Раздел 4. Химия и окружающая среда (3 ч)
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной
жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ – ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).
Обобщение (3 ч)

II.

Планируемые результаты освоения учебного курса. Учебного
предмета «Химия»

Изучение химии в основной школе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и

воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Патриотического воспитания
1)
ценностного отношения к отечественному культурному,
историческому и научному наследию, понимания значения химической
науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
Гражданского воспитания
2)
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3)
мировоззренческих представлений о веществе и химической
реакции, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
4)
познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
5)
познавательной, информационной и читательской культуры, в
том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной
литературой,
доступными
техническими
средствами
информационных технологий;
6)
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности
и способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7)
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;

Трудового воспитания
8)
интереса к практическому изучению профессий и труда
различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в
том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом
личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития
необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9)
экологически целесообразного отношения к природе как
источнику жизни на Земле, основе еѐ существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10)
способности применять знания, получаемые при изучении химии,
для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11)
экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория,
принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в
том числе:
Базовыми логическими действиями
12)
умением использовать приѐмы логического мышления при
освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями),
использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать
основания и критерии для классификации химических веществ и химических
реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами
изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии); делать выводы и заключения;
13)
умением применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение

химической реакции – при решении учебно-познавательных задач; с учѐтом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций;
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
14)
умением использовать поставленные вопросы в качестве
инструмента познания, а также в качестве основы для формирования
гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
15)
приобретение опыта по планированию, организации и
проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы по результатам проведѐнного опыта, исследования,
составлять отчѐт о проделанной работе;
Работой с информацией
16)
умением выбирать, анализировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных
источников (научно-популярная литература химического содержания,
справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
17)
умением применять различные методы и запросы при поиске и
отборе информации и соответствующих данных, необходимых для
выполнения учебных и познавательных задач определѐнного типа;
приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных
технологий,
овладение
культурой
активного
использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами
графики и их комбинациями;
18)
умением использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды;
19)
умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по
существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
20)
приобретение опыта презентации результатов выполнения
химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
21)
заинтересованность
в
совместной
со
сверстниками
познавательной и исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учѐта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация

совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
22)
умением самостоятельно определять цели деятельности,
планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости
корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учѐтом получения новых знаний об изучаемых
объектах – веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного
результата заявленной цели;
23)
умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые
в условии заданий.
Предметные результаты
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной примерной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают
сформированность у обучающихся следующих умений:
8 КЛАСС
1)
раскрывать смысл основных химических понятий: атом,
молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и
молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая
доля химического элемента в соединении, молярный объѐм, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения,
реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции;
тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;
2)
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.
п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3)
использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
4)
определять валентность атомов элементов в бинарных
соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях;
принадлежность веществ к определѐнному классу соединений по формулам;
вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
5)
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать
понимание
периодической
зависимости
свойств
химических элементов от их положения в Периодической системе; законов
сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного

учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму
Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов
(состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям);
6)
классифицировать химические элементы; неорганические
вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту);
7)
характеризовать (описывать) общие химические свойства
веществ различных
классов,
подтверждая
описание
примерами
молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
8)
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
качественного состава; возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
9)
вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчѐты по уравнению
химической реакции;
10)
применять основные операции мыслительной деятельности –
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания – наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11)
следовать правилам пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и
кислорода), приготовлению растворов с определѐнной массовой долей
растворѐнного
вещества;
планировать
и
проводить
химические
эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 КЛАСС
1)
раскрывать смысл основных химических понятий: химический
элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное
вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль,
молярный объѐм, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление,
аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая), кристаллическая решѐтка, коррозия металлов, сплавы;
скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК)
вещества;

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.
п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3)
использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
4)
определять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к
определѐнному классу соединений по формулам; вид химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд
иона по химической формуле; характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решѐтки конкретного
вещества;
5)
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности
в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов
и главных подгрупп с учѐтом строения их атомов;
6)
классифицировать химические элементы; неорганические
вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
7)
характеризовать (описывать) общие и специфические
химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание
примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих
химических реакций;
8)
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей и солей; полные и сокращѐнные уравнения реакций ионного
обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической
связи между веществами различных классов;
9)
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
10)
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11)
вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчѐты по уравнению
химической реакции;
12)
следовать правилам пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и
углекислого газа);
13)
проводить реакции, подтверждающие качественный состав
2)

различных веществ: распознавать опытным путѐм хлорид- бромид-, иодид-,
карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и
ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах
неорганических веществ;
14)
применять основные операции мыслительной деятельности –
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление
причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания – наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

III.

Тематическое планирование
8 КЛАСС

Раздел / Тема

Химия 8 класс
Раздел 1. Первоначальные химические понятия

Кол-во
часов
68
20

Тема 1. Химия – важнейшая область естествознания и практической
деятельности человека
Тема 2. Вещества и химические реакции
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических
веществ
Тема 3. Воздух. Кислород. Понятие об оксидах

5
15
30

5

Тема 4. Водород. Понятие о кислотах и солях

5

Тема 5. Количественные отношения в химии

4

Тема 6. Вода. Растворы. Понятие об основаниях

5

Тема 7. Основные классы неорганических соединений

11

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

15

Тема 8. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов

7

Тема 9. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции
Обобщение

8
3

9 КЛАСС

Раздел / Тема
Химия 9 класс
Раздел 1. Вещество и химическая реакция

Кол-во
часов
68
18

Повторение и углубление знаний основных разделов курса
8 класса

3

Тема 1. Основные закономерности химических реакций

7

Тема 2. Электролитическая диссоциация. Химические реакции в водных
растворах

8

Раздел 2. Неметаллы и их соединения

24

Тема 3. Общая характеристика химических элементов VIIА – группы. Галогены

4

Тема 4. Общая характеристика химических элементов VIА – группы. Сера и еѐ
соединения

5

Тема 5. Общая характеристика химических элементов VА – группы. Азот,
фосфор и их соединения

7

Тема 6. Общая характеристика химических элементов IVА – группы. Углерод,
кремний и их соединения

8

Раздел 3. Металлы и их соединения

20

Тема 7. Металлы и их соединения
Тема 8. Важнейшие металлы и их соединения
Раздел 4. Химия и окружающая среда (3 ч)

4
16
3

Тема 9. Вещества и материалы в жизни человека (3 ч)

3

Обобщение

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (949) 348-62-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».