ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к ООП НОО МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» Приказ №66 от 29.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» Уровень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов в неделю/год: 1 класс: 1/33 2 класс: 1/34 3 класс: 1/34 4 класс: 1/34 Уровень базовый Шахтерск, 2022 I. Содержание учебного курса, учебного предмета «Музыка» Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом. № блока, кол-во Тема Содержание часов А) Весь мир Звуки 0,5-2 уч. звучит музыкальные и часа шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр Б) Звукоряд Нотный стан, 0,5-2 уч. скрипичный ключ. часа Ноты первой октавы В) Интонац Выразительные и 0,5-2 уч. ия изобразительные часа интонации Г) 0,5—2 уч. часа Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), Виды деятельности обучающихся Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества. Игра — подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации. Артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков. Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до». Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (куку, тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и др.) характера. Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций. Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз. Исполнение, импровизация с помощью звучащих № блока, кол-во часов Д) 0,5—4 уч. часа 1 Тема такт, тактовая черта Ритмиче Длительности ский половинная, рисунок целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура Е) Размер 0,5-2 уч. часа Ж) 1—4 уч. часа 1 Содержание Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Музыкал Темп, тембр. ьный Динамика (форте, язык пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Виды деятельности обучающихся жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах). Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4. Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижѐрскими жестами. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более длительного времени (в зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых учителем для освоения). № блока, кол-во часов Тема Содержание Виды деятельности обучающихся Штрихи (стаккато, произведений. легато, акцент и Наблюдение за изменением музыкального образа др.) при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.). Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Использование элементов музыкального языка для создания определѐнного образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря 3) Высота Освоение понятий «выше-ниже». Определение 1—2 уч. звуков на слух принадлежности звуков к одному из часа регистров. Прослеживание по нотной записи Регистры. Ноты отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, певческого вычленение знакомых нот, знаков альтерации. диапазона. Наблюдение за изменением музыкального образа Расположение нот при изменении регистра. на клавиатуре. На выбор или факультативно: Знаки альтерации Исполнение на клавишных или духовых (диезы, бемоли, инструментах попевок, кратких мелодий по бекары) нотам. Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре И) Мелодия Мотив, Определение на слух, прослеживание по нотной 1—2 уч. музыкальная записи мелодических рисунков с поступенным, часа фраза. плавным движением, скачками, остановками. Поступенное, Исполнение, импровизация (вокальная или на плавное движение звуковысотных музыкальных инструментах) мелодии, скачки. различных мелодических рисунков. Мелодический На выбор или факультативно: рисунок Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга. Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам К) Сопрово Аккомпанемент. Определение на слух, прослеживание по нотной № блока, кол-во Тема часов 1—2 уч. ждение часа Содержание Остинато. Вступление, заключение, проигрыш Л) Песня 1—2 уч. часа Куплетная форма. Запев, припев М) Лад 1—2 уч. часа Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав Н) Пентато Пентатоника — 1—2 уч. ника пятиступенный часа лад, распространѐнный у многих народов Виды деятельности обучающихся записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента. Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы. Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах). Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы. Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора. Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике. Импровизация на чѐрных клавишах фортепиано. На выбор или факультативно: Импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, № блока, кол-во часов Тема Содержание О) Ноты в Ноты второй и 1—2 уч. разных малой октавы. часа октавах Басовый ключ П) 0,5—1 уч. час Р) 1—3 уч. часа Дополни Реприза, фермата, тельные вольта, украшения обозначе (трели, форшлаги) ния в нотах Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм Ритмиче ские рисунки в размере 6/8 С) Тональн Тоника, 2—6 уч. ость. тональность. часа Гамма Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе) Т) Интерва Понятие 1—3 уч. лы музыкального часа интервала. Тон, Виды деятельности обучающихся блокфлейта, штабшпили со съѐмными пластинами) Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне. Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах. Определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент. На выбор или факультативно: Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8. Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8 Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу». На выбор или факультативно: Импровизация в заданной тональности Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на слух № блока, кол-во часов Тема Содержание Виды деятельности обучающихся полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов. Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия. На выбор или факультативно: Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву. Сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов. Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с элементами трѐхголосия. Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений. На выбор или факультативно: Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трѐхчастной формы, рондо. Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Исполнение песен, написанных в двухчастной или трѐхчастной форме. На выбор или факультативно: Коллективная импровизация в форме рондо, трѐхчастной репризной форме. Создание художественных композиций (рисунок, аппликация и др.) по законам музыкальной формы Слушание произведений, сочинѐнных в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций. На выбор или факультативно: У) Гармони Аккорд. Трезвучие 1—3 уч. я мажорное и часа минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио Ф) 1—3 уч. часа Музыкал Контраст и повтор ьная как принципы форма строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды X) Вариаци Варьирование как 1—3 уч. и принцип развития. часа Тема. Вариации № блока, кол-во часов Тема Содержание Виды деятельности обучающихся Коллективная импровизация в форме вариаций Модуль № 2 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А) Край, в Музыкальные Разучивание, исполнение образцов 1—2 уч. котором традиции малой традиционного фольклора своей местности, часа ты Родины. Песни, песен, посвящѐнных своей малой родине, песен живѐшь обряды, композиторов-земляков. музыкальные Диалог с учителем о музыкальных традициях инструменты своего родного края. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о культуре родного края. Посещение краеведческого музея. Посещение этнографического спектакля, концерта Б) Русский Русские народные Разучивание, исполнение русских народных 1—3 уч. фолькло песни (трудовые, песен разных жанров. часа р солдатские, Участие в коллективной традиционной хороводные и др.). музыкальной игре1. Детский фольклор Сочинение мелодий, вокальная импровизация на (игровые, основе текстов игрового детского фольклора. заклички, Ритмическая импровизация, сочинение потешки, аккомпанемента на ударных инструментах к считалки, изученным народным песням. На выбор или прибаутки) факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи В) Русские Народные Знакомство с внешним видом, особенностями 1—3 уч. народны музыкальные исполнения и звучания русских народных часа е инструменты инструментов. музыкал (балалайка, рожок, Определение на слух тембров инструментов. ьные свирель, гусли, Классификация на группы духовых, ударных, № блока, кол-во часов Тема Содержание инструм гармонь, ложки). енты Инструментальны е наигрыши. Плясовые мелодии Виды деятельности обучающихся струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах. Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах. Посещение музыкального или краеведческого музея. Освоение простейших навыков игры на свирели, ложках Знакомство с манерой оказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. В инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера. Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. На выбор или факультативно: Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний. Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины Г) 1—3 уч. часа Сказки, Народные мифы и сказители. легенды Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2 3. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Д) 2—4 уч. часа Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, Фольклорные лирическая, плясовая. Определение, жанры, общие для характеристика типичных элементов всех народов: музыкального языка (темп, ритм, мелодия, Жанры лирические, динамика и др.), состава исполнителей. музыкал трудовые, Определение тембра музыкальных ьного колыбельные инструментов, отнесение к одной из групп фолькло песни, танцы и (духовые, ударные, струнные). Разучивание, ра пляски. исполнение песен разных жанров, относящихся к Традиционные фольклору разных народов Российской музыкальные Федерации. инструменты Импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на 2 По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ѐжка», «Заинька» и др. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков. 3 По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса и т. и. № блока, кол-во часов Е) 1—3 уч. часа Тема Народны е праздни ки Содержание Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников1 Ж) 1-3 Первые Скоморохи. уч.часа артисты, Ярмарочный народны балаган. Вертеп й театр З) 2-8 Фолькло Музыкальные уч.часов р традиции, народов особенности России народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители 4 8 Виды деятельности обучающихся ударных инструментах). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (см. выше) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре4. На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника. Посещение театра, театрализованного представления. Участие в народных гуляньях на улицах родного города, посѐлка Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем. Разучивание, исполнение скоморошин. На выбор или факультутивно: Просмотр фильма/мультфильма, фрагмета музыкального спектакля. Творческий проект – театрализованная постановка Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах. На выбор или факультатитвно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, По выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далѐких регионов. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков. В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2—3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространѐнным чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири. № блока, кол-во часов Тема И) 2—8 Фолькло уч. часов р в творчест ве професс иональн ых музыкан тов Содержание Виды деятельности обучающихся школьные фестивали, посвящѐнные музыкальному творчеству народов России Собиратели Диалог с учителем о значении фольклористики. фольклора. Чтение учебных, популярных текстов о Народные собирателях фольклора. Слушание музыки, мелодии созданной композиторами на основе народных композиторов. жанров и интонаций. Определение приѐмов Народные жанры, обработки, развития народных мелодий. интонации как Разучивание, исполнение народных песен в основа для композиторской обработке. Сравнение звучания композиторского одних и тех же мелодий в народном и творчества в композиторском варианте. Обсуждение обработке аргументированных оценочных суждений на основе сравнения. На выбор или факультативно: Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, Городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи Модуль № 3 «Музыка народов мира» Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине XX века, остаѐтся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий. № блока, Виды деятельности кол-во Тема Содержание обучающихся часов А) Музыка Фольклор и музыкальные Знакомство с особенностями 2—6 уч. наших традиции Белоруссии, Украины, музыкального фольклора часов соседей Прибалтики (песни, танцы, народов других стран. обычаи, музыкальные Определение характерных черт, инструменты) типичных элементов № блока, кол-во Тема Содержание часов Б) Кавказск Музыкальные традиции и 2—6 уч. ие праздники, народные часов мелодии инструменты и жанры. 5 и ритмы Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа Танцевальный и песенный В) Музыка фольклор европейских народов. 2—6 уч. народов Канон. Странствующие часов Европы музыканты. Карнавал Г) Музыка Фламенко. Искусство игры на 2—6 уч. Испании гитаре, кастаньеты, часов и латиноамериканские ударные Латинск инструменты. Танцевальные ой жанры. Профессиональные Америки композиторы и исполнители6 Д) Музыка Смешение традиций и культур в 2—6 уч. США музыке Северной Америки. часов Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэле. Джаз. Творчество Дж. Гершвина Е) Музыка Древние истоки музыкальной 2—6 уч. Японии культуры стран Юго-Восточной часов и Китая Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника Ж) Музыка Музыкальные традиции и 2—6 уч. Средней праздники, народные часов Азии6 инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона 3) Певец Интонации народной музыки в 2—6 уч. своего творчестве зарубежных часов народа композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны И) Диалог Культурные связи между 2—6 уч. культур музыкантами разных стран. часов Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке 5 Виды деятельности обучающихся музыкального языка (ритм, лад, интонации). Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах. Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России. Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящѐнные музыкальной культуре народов мира Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и др. 6 На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис. П. де Сарасате, X. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла. № блока, кол-во часов Тема Виды деятельности обучающихся Содержание отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов) развития фольклорного музыкального материала. Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, посвящѐнные выдающимся композиторам Модуль № 4 «Духовная музыка» Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей (вариант № 2). № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А) Звучани Колокола. Обобщение жизненного опыта, связанного со 1—3 уч. е храма Колокольные звучанием колоколов. Диалог с учителем о часа звоны (благовест, традициях изготовления колоколов, значении трезвон и др.). колокольного звона. Знакомство с видами Звонарские колокольных звонов. приговорки. Слушание музыки русских композиторов7 с ярко Колокольность в выраженным изобразительным элементом музыке русских колокольности. Выявление, обсуждение композиторов характера, выразительных средств, использованных композитором. Двигательная импровизация — имитация движений звонаря на колокольне. Ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок. 7 По выбору учителя в данном блоке могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова и др. № блока, кол-во часов Тема Содержание Б) 1—3 уч. часа Песни Молитва, хорал, верующ песнопение, их духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков В) 1—3 уч. часа Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха Инструм ентальна я музыка в церкви Г) 1—3 уч. часа Искусст Музыка в во православном Русской храме. Традиции Виды деятельности обучающихся На выбор или факультативно: Просмотр документального фильма о колоколах. Сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах. Знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания. На выбор или факультативно: Просмотр документального фильма о значении молитвы. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений Чтение учебных и художественных текстов, посвящѐнных истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении. Ответы на вопросы учителя. Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств. Игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания). Звуковое исследование — исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа. Наблюдение за трансформацией музыкального образа. На выбор или факультативно: Посещение концерта органной музыки. Рассматривание иллюстраций, изображений органа. Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента. Просмотр познавательного фильма об органе. Литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий № блока, кол-во часов Тема Содержание Виды деятельности обучающихся правосла исполнения, вной жанры (тропарь, церкви стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы Д) 1—3 уч. часа светской музыки. Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д. Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящѐнных святым, Христу, Богородице. На выбор или факультативно: Посещение храма. Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах Религиоз Праздничная Слушание музыкальных фрагментов ные служба, вокальная праздничных богослужений, определение праздни (в том числе характера музыки, еѐ религиозного содержания. ки хоровая) музыка Разучивание (с опорой на нотный текст), религиозного исполнение доступных вокальных произведений содержания духовной музыки. На выбор или факультативно: Просмотр фильма, посвящѐнного религиозным праздникам. Посещение концерта духовной музыки. Исследовательские проекты, посвящѐнные музыке религиозных праздников Модуль № 5 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощѐнную в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А) Компози Кого называют Просмотр видеозаписи концерта. Слушание 0,5—1 тор — композитором, музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с уч. исполни исполнителем? учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». час тель — Нужно ли учиться Игра — имитация исполнительских движений. слушате слушать музыку? Игра «Я — композитор» (сочинение небольших ль Что значит «уметь попевок, мелодических фраз). слушать музыку»? Освоение правил поведения на концерте8. 8 В данном блоке необходимо познакомить учащихся с основными правилами поведения во время слушания музыки (во время звучания музыки нельзя шуметь и разговаривать; если в зале (классе) звучит музыка — нужно дождаться окончания звучания за дверью; после исполнения музыкального № блока, кол-во часов Тема Б) Компози 2—6 торы — уч. часов детям В) Оркестр 2—6 уч. часов Музыкал ьные Г) инструм 1—2 уч. енты. часа Фортепи ано Содержание Виды деятельности обучающихся Концерт, На выбор или факультативно: концертный зал. «Как на концерте» — выступление учителя или Правила одноклассника, обучающегося в музыкальной поведения в школе, с исполнением краткого музыкального концертном зале произведения. Посещение концерта классической музыки Детская музыка Слушание музыки, определение основного П.И. Чайковского, характера, музыкально-выразительных средств, С.С. Прокофьева, использованных композитором. Подбор Д. Б. Кабалевского эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение и др. жанра. Понятие жанра. Музыкальная викторина. Песня, танец, Вокализация, исполнение мелодий марш инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера Оркестр — Слушание музыки в исполнении оркестра. большой Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о коллектив роли дирижѐра. музыкантов. «Я — дирижѐр» — игра — имитация Дирижѐр, дирижѐрских жестов во время звучания музыки. партитура, Разучивание и исполнение песен репетиция. Жанр соответствующей тематики. концерта — Знакомство с принципом расположения партий в музыкальное партитуре. Разучивание, исполнение (с соревнование ориентацией на нотную запись) ритмической солиста с партитуры для 2—3 ударных инструментов. На оркестром выбор или факультативно: Работа по группам — сочинение своего варианта ритмической партитуры Рояль и пианино. Знакомство с многообразием красок фортепиано. История Слушание фортепианных пьес в исполнении изобретения известных пианистов. фортепиано, «Я — пианист» — игра — имитация «секрет» названия исполнительских движений во время звучания инструмента музыки. (форте + пиано). Слушание детских пьес на фортепиано в «Предки» и исполнении учителя. Демонстрация «наследники» возможностей инструмента (исполнение одной и фортепиано той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, (клавесин, разными штрихами). Игра на фортепиано в синтезатор) ансамбле с учителем произведения слушатели благодарят музыкантов аплодисментами и т. д.) и в дальнейшем тщательно следить за их выполнением. № блока, кол-во часов Тема Музыкал Д) 1—2 уч. ьные часа инструм енты. Флейта Музыкал ьные инструм енты. Скрипка, Е) 2—4 виолонч уч. часа ель Вокальн Ж) 2—6 ая уч. часов музыка Содержание Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, Виды деятельности обучающихся На выбор или факультативно: Посещение концерта фортепианной музыки. Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая подсчѐт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т. д.) Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов. Разучивание, исполнение песен, посвящѐнных музыкальным инструментам. На выбор или факультативно: Посещение концерта инструментальной музыки. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нѐм Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов. Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков. Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона. Проблемная ситуация: что значит красивое пение? Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов. Разучивание, исполнение вокальных № блока, кол-во часов Тема Содержание вокализ, кант 3) Инструм Жанры камерной 2—6 ентальна инструментальной уч. часов я музыка музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет И) Програм Программная 2—6 мная музыка. уч. часов музыка Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф К) Симфон Симфонический 2—6 ическая оркестр. Тембры, уч. часов музыка группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Русские Творчество Л) компози выдающихся 2—6 торыотечественных уч. часов классики композиторов М) Европей Творчество 2—6 ские выдающихся уч. часов компози зарубежных торыкомпозиторов классики Виды деятельности обучающихся произведений композиторов-классиков. На выбор или факультативно: Посещение концерта вокальной музыки. Школьный конкурс юных вокалистов Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов-классиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия. Музыкальная викторина. На выбор или факультативно: Посещение концерта инструментальной музыки. Составление словаря музыкальных жанров Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором. На выбор или факультативно: Рисование образов программной музыки. Сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра. Слушание фрагментов симфонической музыки. «Дирижирование» оркестром. Музыкальная викторина На выбор или факультативно: Посещение концерта симфонической музыки. Просмотр фильма об устройстве оркестра Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы. Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера. Вокализация тем инструментальных сочинений. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений. На выбор или факультативно: № блока, кол-во часов Тема Содержание Н) Мастерс Творчество 2—6 тво выдающихся уч. часов исполни исполнителей — теля певцов, инструменталисто в, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского Виды деятельности обучающихся Посещение концерта. Просмотр биографического фильма Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии. Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов. Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель — слушатель». На выбор или факультативно: Посещение концерта классической музыки. Создание коллекции записей любимого исполнителя. Деловая игра «Концертный отдел филармонии» Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и еѐ доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учѐтом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания. № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов Понятие Различение музыки классической и еѐ обработки, современной обработки. творчество Слушание обработок классической музыки, Совреме современных сравнение их с оригиналом. Обсуждение нные композиторов и А) комплекса выразительных средств, наблюдение обработк исполнителей, 1—4 за изменением характера музыки. Вокальное и обрабатывающих учебных исполнение классических тем в сопровождении классиче классическую часа современного ритмизованного аккомпанемента. ской музыку. На выбор или факультативно: музыки Проблемная Подбор стиля автоаккомпанемента (на ситуация: зачем клавишном синтезаторе) к известным музыканты делают музыкальным темам композиторов-классиков обработки № блока, кол-во часов Тема Содержание Виды деятельности обучающихся классики? Б) Джаз 2—4 учебных часа Особенности джаза: импровизационно сть, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов1 В) Исполни Творчество одного 1—4 тели или нескольких учебных совреме исполнителей часа нной современной музыки музыки, популярных у молодѐжи9 Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений. Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию. Разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах. Сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами. На выбор или факультативно: Составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой). На выбор или факультативно: Составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-одноклассников (для проведения совместного досуга). Современные Слушание музыкальных композиций в «двойники» исполнении на электронных музыкальных классических инструментах. Сравнение их звучания с музыкальных акустическими инструментами, обсуждение Электро инструментов: результатов сравнения. нные синтезатор, Подбор электронных тембров для создания Г) 1—4 музыкал электронная музыки к фантастическому фильму. учебных ьные скрипка, гитара, На выбор или факультативно: часа инструм барабаны и т. д. Посещение музыкального магазина (отдел енты Виртуальные электронных музыкальных инструментов). музыкальные Просмотр фильма об электронных музыкальных инструменты в инструментах. Создание электронной компьютерных композиции в компьютерных программах с программах готовыми семплами (Garage Band и др.) 2 В данном блоке рекомендуется уделить внимание творчеству исполнителей, чьи композиции входят в топы текущих чартов популярных стриминговых сервисов. Таких, например, как Billie Eilish, Zivert, Miyagi & AndyPanda. При выборе конкретных персоналий учителю необходимо найти компромиссное решение, которое учитывало бы не только музыкальные вкусы 9 В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов — Э. Фитцджеральд, Л. Армстронга, Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона. обучающихся, но и морально-этические и художественно-эстетические стороны рассматриваемых музыкальных композиций. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов. № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А) Музыкал Характеры Видео просмотр музыкальной сказки. 2—6 ьная персонажей, Обсуждение музыкально-выразительных учебных сказка на отражѐнные в средств, передающих повороты сюжета, часов сцене, на музыке. Тембр характеры героев. Игра-викторина «Угадай по экране голоса. Соло. Хор, голосу». Разучивание, исполнение отдельных ансамбль номеров из детской оперы, музыкальной сказки. На выбор или факультативно: Постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей. Творческий проект «Озвучиваем мультфильм» Б) Театр Знакомство со знаменитыми музыкальными 2—6 оперы и театрами. Просмотр фрагментов музыкальных учебных балета спектаклей с комментариями учителя. часов Определение особенностей балетного и оперного спектакля. Тесты или кроссворды на освоение специальных терминов. Особенности Танцевальная импровизация под музыку музыкальных фрагмента балета. спектаклей. Балет. Разучивание и исполнение доступного Опера. Солисты, фрагмента, обработки песни / хора из оперы. хор, оркестр, «Игра в дирижѐра» — двигательная дирижѐр в импровизация во время слушания оркестрового музыкальном фрагмента музыкального спектакля. спектакле На выбор или факультативно: Посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр. Виртуальная экскурсия по Большому театру. Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши Сольные номера и Просмотр и обсуждение видеозаписей — Балет. массовые сцены знакомство с несколькими яркими сольными В) Хореогр балетного номерами и сценами из балетов русских 2—6 афия — спектакля. композиторов. Музыкальная викторина на учебных искусств Фрагменты, знание балетной музыки. часов о отдельные номера Вокализация, пропевание музыкальных тем; танца из балетов исполнение ритмической партитуры — отечественных аккомпанемента к фрагменту балетной музыки. № блока, кол-во часов Тема Содержание композиторов Опера. Главные Г) герои и 2—6 номера учебных оперного часов спектакл я Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов Либретто. Развитие музыки в Сюжет соответствии с Д) музыкал сюжетом. 2—3 ьного Действия и сцены учебных спектакл в опере и балете. часа я Контрастные образы, лейтмотивы Е) Оперетт История 2—3 а, возникновения и учебных мюзикл особенности часа жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу И др. Виды деятельности обучающихся На выбор или факультативно: Посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета. Исполнение на музыкальных инструментах мелодий из балетов. Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения. Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний. Разучивание, исполнение песни, хора из оперы. Рисование героев, сцен из опер. На выбор или факультативно: Просмотр фильма-оперы. Постановка детской оперы Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов. Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приѐмов, использованных композитором. Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластическое интонирование оркестровых фрагментов. Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие и терминологические тесты. На выбор или факультативно: Коллективное чтение либретто в жанре сторителлинг. Создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра. Разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей. Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла. На выбор или факультативно: Посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла. Постановка фрагментов, сцен из мюзикла — спектакль для родителей № блока, кол-во часов Ж) 2—3 учебных часа Тема Содержание Виды деятельности обучающихся Кто создаѐт музыкал ьный спектакл ь? Профессии музыкального театра: дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т.д. Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссѐров, художников и др. Просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках. Обсуждение различий в оформлении, режиссуре. Создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей. На выбор или факультативно: Виртуальный квест по музыкальному театру Чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог с учителем. Просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов. Обсуждение характера героев и событий. Проблемная ситуация: зачем нужна серьѐзная музыка? Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев. На выбор или факультативно: Посещение театра/кинотеатра — просмотр спектакля/фильма патриотического содержания. Участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики История создания, значение музыкальносценических и экранных Патриот произведений, ическая З) посвящѐнных и 2—6 нашему народу, народная учебных его истории, теме тема часов служения в театре Отечеству. и кино Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к 10 фильмам 1 В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки; опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С. С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Му Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщѐнные жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. № блока, кол-во часов Тема Содержание Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — А) Красота возможность 1—3 и вместе переживать учебных вдохнов вдохновение, часа ение наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства Б) человека, Музыкал 2—4 любующегося ьные учебных природой. Музыка пейзажи часа — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами Музыка, передающая образ человека, его походку, В) Музыкал движения, 2—4 ьные характер, манеру учебных портрет речи. часа ы «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях Г) Какой Музыка, 2—4 же создающая учебных праздни настроение Виды деятельности обучающихся Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Слушание музыки, концентрация на еѐ восприятии, своѐм внутреннем состоянии. Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку». Выстраивание хорового унисона — вокального и психологического. Одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижѐра. Разучивание, исполнение красивой песни. На выбор или факультативно: Разучивание хоровода, социальные танцы Слушание произведений программной музыки, посвящѐнной образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, еѐ красоте. На выбор или факультативно: Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями. Игра-импровизация «Угадай моѐ настроение» Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящѐнной образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения. Разучивание, харáктерное исполнение песни — портретной зарисовки. На выбор или факультативно: Рисование, лепка героя музыкального произведения. Игра-импровизация «Угадай мой характер». Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. № блока, кол-во Тема Содержание часов часа к без праздника. музыки? Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике Д) Танцы, Музыка — игра 2—4 игры и звуками. учебных веселье Танец — часа искусство и радость движения. Примеры популярных танцев11 12 Е) 2—4 учебных часа Музыка на войне, музыка о войне Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т.д.) Ж) Главный Гимн России — 2—4 музыкал главный учебных ьный музыкальный Виды деятельности обучающихся «Дирижирование» фрагментами произведений. Конкурс на лучшего «дирижѐра». Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику. Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка? На выбор или факультативно: Запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением. Групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа» Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра. Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Проблемная ситуация: зачем люди танцуют? Вокальная, инструментальная, ритмическая импровизация в стиле определѐнного танцевального жанра. На выбор или факультативно: Звуковая комбинаторика — эксперименты со случайным сочетанием музыкальных звуков, тембров, ритмов Чтение учебных и художественных текстов, посвящѐнных военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения. Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась? На выбор или факультативно: Сочинение новой песни о войне Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения. 11 В зависимости от времени изучения данного блока в рамках календарнотематического планирования здесь могут быть использованы тематические песни к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д. 12 По выбору учителя в данном блоке можно сосредоточиться как на традиционных танцевальных жанрах (вальс, полька, мазурка, тарантелла), так и на более современных примерах танцев. № блока, кол-во Тема часов часа символ Содержание символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны Музыка временное искусство. Погружение З) поток Искусст 2—4 музыкального во учебных звучания. времени часа Музыкальные образы движения, изменения развития II. Виды деятельности обучающихся Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны. Разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы — Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения. в Наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки. Проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека? На выбор или факультативно: Программная ритмическая или и инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль» Планируемые результаты освоения учебного курса. Учебного предмета «Музыка» Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, знание Гимна Донецкой Народной Республики и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: — сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку; —определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); —находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; —выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; —сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); —формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); —прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: —выбирать источник получения информации; —согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; —распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; —соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; —анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; —выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); —передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; —признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); —готовить небольшие публичные выступления; —подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; —переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; —принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; —ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; —выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: —планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; —выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: —с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; —сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; —осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; —имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; —с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; —стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: —классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; —различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; —различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; —понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную, рондо, вариации; —ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; —исполнять и создавать различные ритмические рисунки; —исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; —определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; —группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; —определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; —различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; —создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; —исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; —участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; —определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; —различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров); —различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: —определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еѐ жизненное предназначение; —исполнять доступные образцы духовной музыки; —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: —различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; —различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; —различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; —исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; —воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; —характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; —соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); —анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; —исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука; —определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); — различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; — различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: —исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн Донецкой Народной Республики, школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; —воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); —осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. III. Тематическое планирование (вариант 1) 1 КЛАСС (33 ЧАСА) Раздел / Тема 1я четверть Музыка в жизни человека Народная музыка России Музыкальная грамота 2я четверть Классическая музыка Духовная музыка 3я четверть Народная музыка России Музыка в жизни человека Музыкальная грамота 4я четверть Музыка народов мира Классическая музыка Музыка театра и кино 7 10 8 2 КЛАСС (34 ЧАСА) Раздел / Тема 1я четверть Музыка в жизни человека Музыкальная грамота Народная музыка России 2я четверть Духовная музыка Музыкальная грамота 3я четверть Народная музыка России Музыкальная грамота Музыка театра и кино Классическая музыка 4я четверть Музыкальная грамота Классическая музыка Музыка в жизни человека Кол-во часов 8 7 11 8 3 КЛАСС (34 ЧАСА) Раздел / Тема 1я четверть Музыка в жизни человека Классическая музыка Музыка театра и кино Музыкальная грамота 2я четверть Музыка в жизни человека Классическая музыка Кол-во часов 8 Кол-во часов 8 7 Музыкальная грамота 3я четверть Духовная музыка Музыкальная грамота Народная музыка России Музыка театра и кино 4я четверть Классическая музыка Музыкальная грамота Современная музыкальная культура 4 КЛАСС (34 ЧАСА) Раздел / Тема 1я четверть Классическая музыка Народная музыка России Музыкальная грамота 2я четверть Музыка в жизни человека Классическая музыка Современная музыкальная культура 3я четверть Духовная музыка Народная музыка России Музыка народов мира Музыкальная грамота 4я четверть Музыка театра и кино Музыка народов мира Классическая музыка 11 8 Кол-во часов 8 7 11 8