1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Раздел I. Целевой 5 1.1.Цель и задачи воспитания 5 1.2.Направления воспитания 6 1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания 7 Раздел II. Содержательный 12 2.1.Уклад общеобразовательной организации 12 2.2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 13 Раздел III. Организационный 23 3.1Кадровое обеспечение 23 3.2 Нормативно-методическое обеспечение 24 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся 3.5 Анализ воспитательного процесса Приложение 1 Календарный план воспитательной работы на 2022 – 2023 год Приложение 2 Анализ воспитательной работы за 2021 – 2022 учебный год 24 25 26 29 37 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шахтѐрская основная школа №21» (далее Программа) разработана с учѐтом: - Закона ДНР «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020) - Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОН ДНР от 30.03.2022 №21-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республике 05.04.2022 под регистрационным номером №5053); - Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР от 30.03.2022 №22-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республике 05.04.2022 под регистрационным номером №5054); - Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденная приказом МОН ДНР от 15.07.2022 №571; - Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденная приказом МОН ДНР от 18.07.2022 №586. Основой для разработки данной программы послужила Примерная рабочая программа воспитания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 года № 3/22). Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций школьного профессионального образования. Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определѐнных ФГОС. Программа направлена на приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания. 3 Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение —примерный календарный план воспитательной работы. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Конституции Донецкой Народной Республики. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России, Донецкой Народной Республики. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодѐжи Донецкой Народной Республики, утверждѐнной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832. Приоритетной задачей Российской Федерации и Донецкой Народной Республики в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал, воспитательный идеал Донецкой Народной Республики - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, Донецкой Народной Республики, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, Донецкой Народной Республики. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Донецкой Народной Республики в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе, обществе Донецкой Народной Республики правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников 4 Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество, общество Донецкой Народной Республики (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ГОС: - гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, к народу России, народу Донецкой Народной Республики как источнику власти в Российском государстве, Донецкой Народной Республике и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, гражданина Донецкой Народной Республики, правовой и политической культуры; - патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, Донецкой Народной Республики; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; - духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно нравственной культуры народов России, Донецкой Народной Республики, традиционных религий народов России, Донецкой Народной Республики, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; - эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 5 - физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; - трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, обществе Донецкой Народной Республики, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; - экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; - ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, Донецкой Народной Республике, еѐ территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, Донецкой Народной Республики, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства, Донецкой Народной Республики. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, Донецкой Народной Республики), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, Донецкой Народной Республики, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 6 Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, обществе Донецкой Народной Республики, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, Донецкой Народной Республики, тысячелетней истории российской 7 государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, Донецкой Народной Республики, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, Донецкой Народной Республики, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, Донецкой Народной Республики, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России, Донецкой Народной Республики. Знающий и уважающий достижения нашей Родины - России, Донецкой Народной Республики в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, Донецкой Народной Республики, российского общества, общества Донецкой Народной Республики в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России, Донецкой Народной Республике духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, Донецкой Народной Республике, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. 8 Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе, обществе Донецкой Народной Республики. -Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. 9 Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» является муниципальным бюджетным учреждением, численность обучающихся 146 человек, численность педагогического коллектива – 17 человек. Обучение ведѐтся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование. Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку, спортивный зал и спортивные объекты на территории. В школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся. МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» - одна из старейших школ нашего города, была основана в 1932 году. Поселок Давыдовка разрастался, и в 1936 г. состоялся ее первый выпуск. В 1961 г. учебное учреждение переходит на 11-летнее образование, а с 1964 г. школа становится неполной средней, коей является и в настоящее время. МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» (далее – школа) - это городская школа, но находится в удалении от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны. Социокультурная среда более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Наши педагоги знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности школы. В процессе воспитания сотрудничаем с Донецким республиканским экологонатуралистическим центром, кружок на базе школы «Этот удивительный мир 10 растений», а также сотрудничаем с МБУДО «Шахтѐрский ДДЮТ», кружки на базе школы «Муравьишко», «Мастера и мастерицы». Начали принимать участие в волонтерском движении молодежи. В школе функционируют отряды волонтеров, юннармейский отряд. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - являясь ключевой фигурой воспитания в школе классные руководители, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные): - максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; - включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определении воспитательных задач уроков, занятий; 11 - включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; - выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; - применение интерактивных форм учебной работы -интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, - способствует развитию критического мышления; - побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; - организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: Направление внеурочной деятельности Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом развитии. Название 1-4 5-9 Цикл занятий «Разговоры о важном» 1,2,3,4 по 1 часу 5,6,7,8,9 по 1 часу Внеурочные занятия по физической культуре 1,2,3,4 по 1 часу 5,6,7,8,9 по 1 часу Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - планирование и проведение классных часов целевой воспитательной и тематической направленности; - инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, 12 устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; - сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; - выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации; - изучение особенностей личностного развития обучающихся путѐм наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; - доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; - индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; - регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; - проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; - создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; - привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; - проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п. Основные школьные дела Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: - общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; - участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России, Донецкой Народной Республике, мире; - торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; 13 - церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; - социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; - проводимые для жителей населѐнного пункта, своей местности и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей населѐнного пункта; - разновозрастные сборы, выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности; - вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; - наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: - общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами общеобразовательной организации; - внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; - экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; - литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий, проживавших в этой местности поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; - выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: 14 - оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, Донецкой Народной Республики (флаг, герб), изображениями символики в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики города; - организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации, Донецкой Народной Республики; - размещение карт России, Донецкой Народной Республики с изображениями значимых культурных объектов местности, Донецкой Народной Республики, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, Донецкой Народной Республики, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; - изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, Донецкой Народной Республики, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России, Донецкой Народной Республики; - организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимнов Российской Федерации, Донецкой Народной Республики; - разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России, Донецкой Народной Республики; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; - оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; - разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; - подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; - поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; - разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; - создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; - деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; 15 - разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); - разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями: - создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения; - тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; - родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; - работу родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; - проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; - родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; - участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого - педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); - привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; - при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приѐмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает: - организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися; - представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией; - защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; - участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. Профилактика и безопасность 16 Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; - проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); - проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); - разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; - вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); - организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; - профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); - предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); - профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). Социальное партнѐрство Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает: - участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); 17 - участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; - проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; - проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; - реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Профориентация Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы общеобразовательной организации предусматривает: - проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; - организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; - совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящѐнных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; - участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; - освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включѐнных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Школьные медиа Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: 18 - Школьный сайт - освещает наиболее интересные моменты жизни школы, популяризирует общешкольные ключевые дела, мероприяти; - Интернет-группа-разновозрастное сообщество учащихся и педагогов, поддерживающее группу в социальных сетях с целью освещения деятельности школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могут открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; - участие школьников в конкурсах школьных медиа. Детские общественные объединения Действующее на базе школы детские общественные объединения – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21», созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. - поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения; - организацию участия в реализации практик общественной детскоюношеской организации, в том числе и дистанционно, с использованием ИКТ обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - организацию волонтерского движения. Это участие школьников в социально значимой деятельности на благо конкретных людей и социального окружения. Волонтерство позволяет проявить такие качества, как внимание, забота, милосердие, доброта. Помогает развивать коммуникативную культуру, умение общаться, сопереживать. В МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21» действуют следующие детские общественные объединения: - «Юнармия», цель движения – вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В свободное от учебы время юнармейцы ведут работу по сохранению мемориалов, обелисков, несут вахту памяти, занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях; 19 Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги — специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания. В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию научнометодической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов. В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются: - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; - работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии. В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия: - создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов; - обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации; - создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; - разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов; - оснащение материально -технической базы; - использование рациональных педагогических нагрузок; - помощь педагогу в выборе темы самообразования; - сопровождение педагогов по теме самообразования. Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей. В кадровое обеспечение воспитательного процесса школы входят: - директор школы; - заместитель директора по учебно - воспитательной работе; - педагог-организатор; - педагог-психолог и социальный педагог; - классные руководители; - педагоги – предметники; - воспитатель ГПД; - библиотекарь; - педагоги дополнительного образования. В школе работает 6 учителей начальных классов, 6 учителей предметников. Сформировано 9 классных коллективов, 9 педагогов имеют классное руководство. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов реализуется в полном объеме план – график повышения квалификации педагогических и руководящих работников. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение 20 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется на основании следующих документов: Устав МБОУ «Шахтѐрская ОШ №21»; Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования; Учебный план Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы; Рабочие программы педагогов; Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности; Документы, регламентирующие воспитательную деятельность (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в образовательном учреждении); Положение о Совете обучающихся Положение о методическом объединении классных руководителей Положение о содействии деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), осуществляемой в ОО и незапрещенной законодательством Положение о Совете родителей Положение о внеурочной деятельности Положение о классном руководстве Положение об ученическом самоуправлении Положение о предупреждении правонарушений среди обучающихся Положение о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся Положение о правилах поведения обучающихся Положение о работе с одаренными детьми Положение о порядке посещения обучающимися мероприятий, не предусмотренных учебным планом Положение по использованию и включению в процесс обучения и воспитания государственных символов ДНР и РФ» 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; - формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с 21 использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: - публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через сайт школы, социальные сети) проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке; - соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности, педагогов-наставников награждаемых); - прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); - сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее); - привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; - дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). В школе применяются следующие формы поощрения: - похвальный лист «За отличные успехи в учении»; - похвальная грамота «Лучшему классу года»; - награждение благодарностями за активное участие в воспитательной жизни школы; - награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п. - награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел. Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность соответствуют укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут 22 согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, установленных соответствующими ГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: - взаимное уважение всех участников образовательных отношений; - приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; - развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнѐрами); - распределѐнная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основные направления анализа воспитательного процесса 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 23 Анализ проводится классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: - реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; - деятельности классных руководителей и их классов; - проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; - организуемой внеурочной деятельности обучающихся; - внешкольных мероприятий; - создания и поддержки предметно-пространственной среды; - взаимодействия с родительским сообществом; - деятельности ученического самоуправления; - деятельности по профилактике и безопасности; - реализации потенциала социального партнѐрства; - деятельности по профориентации обучающихся Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Поможет провести анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых анкета. (Приложение 2). Ее структура повторяет структуру программы воспитания с ее 13 модулями. Тем, кто будет ее заполнять, предлагается оценить качество организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Заполнить анкету в конце учебного года могут директор, заместители директора, несколько педагогов, включенных в воспитательную работу, несколько родителей (действительно хорошо знающие, что происходит в школе), несколько старшеклассников. Их субъективная оценка поможет обнаружить ошибки, исправить их, видеть перспективы и стремиться к ним. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом. 24 Приложение 1 Календарный план воспитательной работы 2022 год – Год народного искусства и нематериального культурного наследия России; 2022 год - Год молодѐжи в Донецкой Народной Республике 2022 год – 350 лет со дня рождения Петра I; 2023 год – Год педагога наставника. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ на 2022-2023 учебный год № Дела, события, мероприятия Классы Сроки Ответственные 1. Урочная деятельность 1 Согласно рабочей программе 1-9 сентябрь Заместитель учителей предметников. директора по УВР 2. Внеурочная деятельность 1 Согласно индивидуальному 1-9 сентябрь Заместитель плану учителей предметников. директора по УВР 3. Классное руководство 1 Согласно индивидуальному 1-9 сентябрь Классные плану классных руководителей. руководители 4. Основные школьные дела 1 Торжественная линейка «Первый 1-9 1.09 Педагогзвонок». организатор 2 Открытие школьной 1-9 сентябрь Учитель спартакиады. Осенний День физкультуры Здоровья. 3 День окончания Второй мировой 1-9 03.09 Классные войны. руководители День солидарности в борьбе с терроризмом. 4 205 лет со дня рождения писателя 5-9 05.09 Учитель А.К. Толстого (1817-1875) литературы 5 День освобождения Донбасса от 1-9 08.09 Педагогнемецко-фашистских организатор захватчиков. Международной день Классные распространения грамотности. руководители 6 165 лет со дня рождения русского 1-9 17.09 Классные 1пrѐного, писателя руководители К. Э. Циолковского ( 1 857_ 1 9з 5) 7 Международный день мира. 1-9 21.09 Классные руководители 8 Всемирный день туризма. 1-9 27.09 Учитель физкультуры 9 День работника дошкольного 1-4 27.09 Классные 25 10 образования. Международный день пожилых людей. Международный день музыки. руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Педагогорганизатор Учитель литературы 1-9 01.10 Всемирный день защиты животных. День Учителя. 1-4 04.10 1-9 05.10 130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика драматурга М. И. Цветаевой ( 1 892- 1941) Всемирный день математики. 5-9 08.10 5-9 15.10 День гибели Героя Донецкой Народной Республики Арсена Павлова (Моторола). День белых журавлей - день памяти погибших в сражениях. 1-9 16.10 1-9 22.10 Международный день школьных библиотек. День Государственного флага, Донецкой Народной Республики. 1-4 24.10 1-9 25.10 180 лет со дня рождения В.В. Верещагина (1842-1904) «Золотая осень»: Праздник Осени. 135 пет со дня рождения поэта, Драматурга, переводчика С. Я. Маршака (1887-1964) День народного единства. 5-9 26.10 1-4 28.10 1-4 03.11 1-4 04.11 5-9 06.11 5-9 09.11 Классные руководители 1-9 16.11 26 170 лет со дня рождения писателя, Драматурга Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852- 19 12) Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Международный день толерантности. Всемирный день информации. 5-9 26.11 27 День матери в России. 1-9 27.11 28 День Государственного герба 1-9 30.11 Классные руководители Учитель информатики Классные руководители Классные 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Учитель математики Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Библиотекарь школы Педагогорганизатор Классные руководители Учитель литературы Педагогорганизатор Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Учитель литературы 26 29 30 Российской Федерации. Всемирный день борьбы со 5-9 СПИДом. День Неизвестного Солдата. 1-9 Международный день инвалидов. 01.12 03.12 руководители Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители 31 День георгиевской ленты. 1-9 06.12 32 Операция «Помоги пернатому другу». Новый год в школе: утренник. 1-4 декабрь 1-9 23.12 190 лет со дня рождения основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова ( 1832-1898) День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Международный день памяти жертв Холокоста. День Татьяны. 1-9 27.12 1-9 27.01 Классные руководители 5-9 27.01 1-9 28.01 80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве. День российской науки. День гибели Героя Донецкой Народной Республики Михаила Толстых (Гиви). Неделя начальных классов (квизы, квесты, интеллектуальные игры). 5-9 02.02 Классные руководители Педагогорганизатор Учитель истории 1-9 08.02 Классные руководители 1-4 февраль Международный день родного языка. «Веселые старты», акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, фестиваль патриотической песни. 5-9 21.02 1-9 23.02 200 лет со дня рождения педагога, писателя К.Д. Ушинского ( 1823-1871) День гибели Героя Российской 5-9 Классные руководители начальной школы Классные руководители Педагогорганизатор, классные руководители, учитель физкультуры Учитель литературы 05.03 Классные 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 1-9 27 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Федерации, Донецкой Народной Республики Владимира Жоги (Воха). 8 Марта в школе: акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник. руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители 1-9 08.03 110 лет со дня рождения писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова ( 1 9 13-2009) День воссоединения Крыма с Россией. Неделя детской и юношеской книги Ф. и. Тютчев (210 лет), В. Г. Короленко (170 лет), Б. Житков (140 лет), с. Маршак (170 лет), м. Цветаева (1з0 лет), Д. Н. Мамин-Сибиряк (170 лет), А. н. Толстой (140 лет), Б. Полевой (115 пет), А. Н. Островский (200 пет)). 155 лет со дня рождения писателя М. Горького (1868-1935). 150 лет со дня рождения композитора и пианиста С.В. Рахманинова ( 1873- 1943). День птиц. 5-9 13.03 1-9 18.03 1-4 21.0325.03 5-9 28.03 5-9 01.04 1-4 01.04 Республиканская неделя здоровья. Международный день спорта на благо развития мира. Всемирный день здоровья. 200 лет со дня рождения российского классика и драматурга А. Н. Островского ( 1 823 - 1 8 86) Всемирный день авиации и космонавтики. 1-9 04.0408.04 5-9 12.04 Учитель литературы 1-9 12.04 День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих катастроф. Праздник Весны и Труда. 1-9 26.04 Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители 1-9 01.05 Митинг «День Победы в Великой 1-9 Отечественной войне l941-1945 годов». 09.05 Классные руководители Классные руководители Учитель литературы Учитель музыки Классные руководители Учитель физкультуры Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители 28 58 Акция «Бессмертный полк». 1-9 09.05 59 День Республики. 1-9 11.05 60 240 пет со дня основания Черноморского флота. День Конституции Донецкой Народной Республики. 320 лет со дня основания Балтийского флота. День героя ДНР Олега Мамиева (Мамай). Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья. День славянской письменности и культуры. Торжественная линейка «Последний звонок». 5-9 13.05 5-9 14.05 5-9 18.05 1-9 18.05 1-9 20.05 1-4 24.05 1-9 26.05 67 День защиты детей. 1-9 01.06 68 День русского языка. 5-9 06.06 69 5-9 06.06 70 120 лет со дня рождения композитора, педагога, дирижера А. Хачатyряна ( 1903- 1978) День России. 1-9 12.06 71 День памяти и скорби. 1-9 22.06 72 День семьи, любви и верности. 1-4 08.07 73 5-9 14.07 1-4 19.07 1-9 27.07 1-9 22.08 1-9 31.08 1 280 лет со дня рождения поэта Г. Р. Державина ( 1743- 1 8 16) 130 лет со дня рождения поэта В.В. Маяковского (1893-1930). День памяти детей жертв войны в Донбассе. День Государственного флага Российской Федерации. День гибели А.В. Захарченкопервого главы ДНР. 5. Внешкольные мероприятия «Весь мир - театр». 1-9 октябрь 1 6. Организация предметно-пространственной среды Оформление классных уголков. 1-9 В 61 62 63 64 65 66 74 75 76 77 Педагогорганизатор Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Учитель физкультуры Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Учитель русского языка Учитель музыки Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Классные руководители Учитель литературы Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные 29 2 Выставки рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. 1-9 3 Оформление стендов, кабинетов, рекреаций и т.д. к праздникам. 1-9 4 Озеленение пришкольной 5-9 территории, участие в посадке школьного сада. 7. Взаимодействие с родителями Общешкольные родительские 1-9 собрания. Классные родительские 1-9 собрания. 1 2 Создание общешкольного родительского комитета, совета школы, планирование их работы. Информационное оповещение через социальные сети. 1-9 5 Индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей. 1-9 6 Посещение семей с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявления «неблагополучных семей» (составление актов обследования). Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий. 8. Самоуправление Выборы органов классного самоуправления. 1-9 2 Назначение поручений в классных коллективах. 5-9 3 Формирование и организация работы Совета старшеклассников. 5-9 4 Ежемесячные заседания Совета 5-9 3 4 7 1 1-9 течение года В течение года руководители Педагогорганизатор Классные руководители Педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители 1 раз в Директор школы четверть 1 раз в Классные четверть руководители сентябрь Директор школы Классные руководители В Классные течение руководители года В Классные течение руководители года По Классные необход руководители имости 1-9 По плану Классные руководители 5-9 сентябрь Педагогорганизатор Классные руководители октябрь Педагогорганизатор Классные руководители октябрь Педагогорганизатор Классные руководители В Педагог30 обучающихся. течение года 5 Отчеты в классных коллективах о 5-9 проделанной работе. 6 Участие в общешкольных мероприятиях. 5-9 организатор Классные руководители В конце Педагогкаждой организатор четверти Классные руководители В Педагогтечение организатор года Классные руководители 6 9. Профилактика и безопасность Акция «Внимание, дети!». Час профилактики. Классный час «Опасность террористических и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних». Беседа «Курить - здоровью вредить». Общешкольный кросс «Бегом от наркотиков». Беседа «Твои дела в твоих поступках». Телефон доверия. Беседа «Осторожно, гололед!» 7 Беседа «Безопасный Новый год». 1-9 декабрь 8 Беседы о безопасном поведении на улице во время школьных каникул. Встречи с инспектором ПДН, ОГИБДД, МЧС, линейного отдела полиции, прокуратуры. Профилактическая работа с обучающимися (служба медиации, индивидуальные беседы, лекции, консультации, тренинги). 10. Социальное партнѐрство День освобождения Донбасса совместно поселенческой библиотекой. Профориентация, трудоустройство, летняя занятость учащихся, семинары, тренинги, тестирование, круглые столы. Конкурс кормушек. 1-9 Перед каникул ами В течение года В течение года 1 2 3 4 5 9 10 1 2 3 1-9 1-9 сентябрь Классные руководители сентябрь Классные руководители 1-9 октябрь 1-9 октябрь 1-9 ноябрь 1-9 декабрь 1-9 1-9 Классные руководители Учитель физкультуры Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Педагогорганизатор Педагогпсихолог 1-4 08.09 Библиотекарь школы 8-9 февраль Педагогорганизатор 1-9 В течение года Классные руководители 31 1 2 3 11. Профориентация Классные встречи с известными 5-9 людьми поселка и города. Проведение тематических 5-9 классных часов по профориентации. Дни открытых дверей в средних 8-9 специальных учебных заведениях и вузах. октябрь Классные руководители Классные руководители В течение года Январь - Классные май руководители Приложение 2 Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год В 2021 – 2022 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностноориентированной образовательной и воспитательной среды. Основная цель воспитания: Создание условий для приобретения самостоятельности, ответственности за будущее поколение, социального опыта, повышение роли семьи, наследование духовных ценностей народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование гражданских качеств, развитие духовности, моральности, художественно-эстетической, правовой, трудовой, здоровьесберегающей, экологической культуры. Для достижения цели были поставлены задачи: 1) Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс; 2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества и способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности; 3) Развитие физически здоровой личности, содействие здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом; 4) Развитие ученического самоуправления через совершенствование его структуры и педагогическое сопровождение; 5) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика; 6) Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся; 7) Повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию через использование новых воспитательных педагогических технологий, активных, интерактивных форм работы, социальное проектирование; 8) Усиление воспитательной функции системы дополнительного образования детей; 9) Активизацию и совершенствование форм взаимодействия семьи и общеобразовательной организации. Исходя из целей и задач воспитательной работы, определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы: Гражданское и патриотическое воспитание Нравственное и духовное Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. 32 Интеллектуальное воспитание. Здоровьесберегающее воспитание. Социокультурное и медиакультурное воспитание. Культуротворческое воспитание. Правовое воспитание и культура безопасности. Воспитание семейных ценностей. Формирование коммуникативной культуры. Экологическое воспитание. Для решения поставленных задач в школе разработан план воспитательной работы, направленный на создание условий для реализации участия в воспитательном процессе всех членов педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, родителей. Вся деятельность администрации при изучении работы педагогов и воспитателей была направлена на оказание им практической помощи в повышении качества учебно-воспитательного процесса. В целом, воспитательная работа в классах была многоплановая и разносторонняя. Работа классных руководителей велась в четкой координации деятельности классного коллектива с родителями учащихся, общественностью и сложившимися традициями школы, с опорой на законодательную базу ДНР. В течение учебного года в школе проводились тематические классные часы и мероприятия в рамках проведения месячников безопасности. 1 сентября во всех классах прошел урок Знаний. Во всех классах были проведены классные часы, посвященные борьбе с терроризмом. Учащиеся 1 класса во главе с первой учительницей Цыкуновой О.В. приняли участие в параде первоклассников. Большую работу проводит школа по безопасности жизнедеятельности детей. Учебный год начался с месячника безопасности детей. 9 сентября прошел Всероссийский урок безопасности, проведенный классными руководителями. Были проведены практические занятия по эвакуации при пожарах и поведении во время чрезвычайных ситуаций. В каждом классе проводились тематические классные часы по данной тематике. В рамках этой работы безопасного дорожного движения была организована встреча с инспектором МЧС. Учащиеся школы стали активными участниками акций: изготавливали поделки о космосе, рисунки. Все фото с выставок были размещены на официальных страницах ВКонтакте и Одноклассники. В честь празднования дня Космонавтики приняли участие в онлайн акциях: «Мой космос». Традиционным стало участие школы в акциях, приуроченных ко Дню Победы, которые в связи с пандемией были проведены в режиме онлайн: «Клумба Победы», «Открытка Ветерану». Все работы были размещены в соцсети «В контакте». Традиционная акция «Письма Победы» прошла в очном режиме, дети изготовили письма и разнесли по домам жителей деревни. Духовно нравственное направление является одним из ведущих в воспитательном процессе школы. Оно внедряется не только через проведение бесед и мероприятий, но и через непосредственное общение с настоятелем храма поселка Алексеево-Орловка отцом Димитрием. Традиционным стало поздравление прихожан храма и жителей с Рождеством, Красной Пасхой. Социальное направление, экологическое и трудовое воспитание формируется через изучение обучающимися природы и истории родного края, формирование правильного отношения к окружающей среде, проведение 33 природоохранных акций. В рамках этой работы было проведено много мероприятий и трудовых операций по благоустройству территории школьного двора и памятников поселка. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, утепление окон, ремонтирование школьной мебели совместно с педагогом) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения. Одним из основных направлений внеклассной работы в школе являются массовая спортивная и физкультурно-оздоровительная работа. Вопросы оздоровления и физического развития как обязательной составной части учебновоспитательной работы рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей, совещании при директоре. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы определѐнное место. Она не ограничивалась проведением родительских собраний. Школа видит свою цель, прежде всего в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Учителя и родители находятся в постоянном тесном контакте друг с другом. Школа находит различные способы и нововведения для привлечения интереса родителей к жизни своих детей. Самоуправление в школе осуществляется через деятельность Большого совета, в состав которого входят представители от каждого класса. В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, организации школьных праздников. Хорошо налажено недельное дежурство каждого класса. Еженедельно дежурный класс предоставляет отчет о дежурстве на общешкольной линейке. Внеурочная деятельность в школе осуществлялась, как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, спортивные мероприятия, походы, экскурсии и т.д.), их участии в общественно-полезной деятельности. Эта работа в течение учебного года позволила педагогам выявить у ребят потенциальные возможности и интересы. Специфика внеурочной работы и дополнительного образования определяется материальным и кадровым потенциалом, особенностями воспитательной системы и традициями школы. Система функционирует достаточно эффективно и сокращает пространство девиантного поведения школьников, обеспечивает развитие свободной личности. В рамках внеурочной деятельности в начальной школе были реализованы программы внеурочной деятельности: в 4 классе «Основы региональной культуры и светской этики» (духовнонравственное направление) - Павлова Г.С., в 6,7 классе «Народный детский драматический театр «О!»»- Куликова Н.В., в 5классе «Наследие»– Вострикова А.В., в 8 классе «О слове, языке и красноречии»– Назаренко З.А. Вся воспитательная работа велась с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ученика, стиля взаимоотношений между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Эффективность и действенность осуществления функций планирования нашли свое отражение в реализации конкретных дел в каждом классе, в традиционных мероприятиях классов и школы. Подводя итоги за 2021-2022 учебный год, хочется отметить, что поставленные цели и задачи в основном реализованы и выполнены. Коллектив 34 учителей и классных руководителей приложил достаточно усилий для реализации задач по воспитанию детского коллектива. При всех положительных моментах работы с детьми остаются некоторые проблемы: - недостаточное использование в воспитательном процессе информационных технологий; -недостаточное взаимодействие с родительской общественностью при организации учебного и воспитательного процесса; - участие в различных мероприятиях одних и тех же обучающихся. Все это послужит основной задачей воспитания на новый учебный год. В целом воспитательную работу школы можно признать удовлетворительной - благодаря добросовестной работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования, а также родителей обучающихся. 35